Есть две группы нормативных документов, регламентирующих требования к очистным сооружениям. К первой группе относятся строительные нормы – СНиПы. Они определяют, как следует проектировать и строить очистные сооружения. Ко второй группе принадлежат документы, содержащие санитарно-гигиенические нормы и требования к водоотведению – СанПиНы. По ним в свою очередь осуществляется контроль.
Основной документ, которым руководствуются при строительстве очистных сооружений, - СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения». В частности, он устанавливает очень важный параметр – размер санитарно-защитной зоны, то есть минимально допустимое расстояние от очистных сооружений до жилой застройки.
В своей основе этот СНиП не пересматривался с 1985 года. Как известно, в СССР не было локальных очистных сооружений малой производительности, рассчитанных на индивидуальных пользователей, кроме выгребных ям, поэтому минимальный объем стоков, рассматриваемый в этом документе, составляет 200 кубометров в сутки. Столько способна произвести примерно тысяча человек. Поэтому в действующих нормах имеется «белое пятно» как раз для локальных очистных сооружений малой производительности.
Другой основополагающий документ федерального значения - СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий». В нем, помимо методик расчета и правил строительства сетей канализации внутри зданий, даны нормы расхода воды для различных потребителей. А ведь это – самый важный параметр при расчете необходимой производительности очистных сооружений.
В отдельных регионах существуют свои методические рекомендации по порядку водопользования и водоотведения. В Московской области это территориально-строительные нормы систем водоснабжения и водоотведения районов жилой малоэтажной застройки Московской области ТСН ВиВ-97 МО, ТСН 40-301-97.
Этот документ несколько более современен, чем указанные СНиПы, и содержит более детальную информацию по локальным очистным сооружениям малой производительности. Приведем некоторые наиболее важные выдержки:
«Интенсивное развитие в Подмосковье коттеджного строительства, фермерских и мелких подсобных хозяйств, поселков малоэтажной жилой застройки, не имеющих очистных сооружений, оказывает негативное влияние на состояние грунтовых вод и поверхностных водоемов. Это связано со спецификой водопользования индивидуальных жилых домов, когда водозаборное сооружение системы водоснабжения находится в непосредственной близости от системы водоотведения. Такого рода использование водных объектов противоречит ст. 133 и ст. 144 Водного кодекса Российской Федерации и СанПиН 2.1.4.1110-02 в части создания надежных зон санитарной охраны водозаборных сооружений и запрещения сброса сточных вод в водные объекты в пределах зоны и округа санитарной охраны.
Слова президента Хамитова:
...другая экологическая проблема — сброс плохо очищенных стоков: их ежегодный объем в Приволжском федеральном округе превышает 3 млн кубометров. По словам Рустэма Хамитова, необходимо строить новые и модернизировать действующие очистные сооружения, ливневые канализации, и главное — «перехватывать потоки грязной воды — стоки городов и сел».
Задачу сбора и переработки отходов производства и потребления, считает Рустэм Хамитов, необходимо решать с использованием механизма государственно-частного партнерства:
Мы должны создать бизнес по переработке отходов, дать ему налоговые льготы, убрать административные барьеры. Главное — чтобы он очищал наши территории.
Надо ускорить принятие федеральной целевой программы, — сказал Рустэм Хамитов. — И надо законодательно закрепить понятие накопленного экологического ущерба.
Кроме того, регионам необходимы дополнительные полномочия по экологическому контролю:
У нас есть сегодня федеральная служба. Но кто как не субъект Федерации заинтересован в решении экологических проблем? Не надо моменты, которые обеспечивают нашу жизнь, рассматривать в Москве, в федеральной структуре. Дайте нам эти полномочия, мы с ними справимся. Они понятны субъектам Федерации, — сказал Президент республики, подчеркнув, что за федеральными органами власти целесообразно оставить только контроль за особо крупными предприятиями.
Настоящие территориальные строительные нормы устанавливают общий порядок проектирования, строительства и реконструкции систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и бытового водоотведения в районах малоэтажной жилой застройки Московской области, производства и монтажа установок очистки питьевых и сточных вод. К объектам малоэтажной жилой застройки относятся:
-
индивидуальные дома и фермы, личные подсобные хозяйства;
-
отдельно стоящие 3-4-этажные дома, группы коттеджей;
-
поселки с числом жителей до 5000 (в том числе коттеджные и дачные).
Проекты систем водоотведения необходимо разрабатывать одновременно с проектами водоснабжения, рассматривая при этом возможность использования очищенных сточных вод для целей полива территории и орошения.
Санитарно-защитные зоны очистных сооружений систем водоотведения малоэтажной жилой застройки в зависимости от производительности и типа сооружений в соответствии со СНиП 2.04.03-85 необходимо принимать:
-
15 м для полей подземной фильтрации, производительностью до 15 м3/сут.;
-
для фильтрующих траншей и песчано-гравийных фильтров при производительности:5 и 8 м для септиков и фильтрующих колодцев, соответственно;
-
1 м3/сут – 8 м,
-
2 м3/сут – 10 м,
-
4 м3/сут – 15 м,
-
8 м3/сут – 20 м,
-
15 м3/сут – 25 м;
-
-
100 м для сооружений биофильтрации, производительностью до 50 м3/сут.
-
150 м для сооружений биологической очистки производительностью до 200 м3/сут. с подсушкой стабилизированного осадка на иловых площадках;
-
50 м для аэрационных установок на полное окисление, производительностью до 700 м3/сут.
Для индивидуальных и местных систем водоотведения в случае невозможности соблюдения нормативных санитарно-защитных зон размещение очистных установок должно быть согласовано с местными органами надзора».
Что касается санитарно-гигиенических и экологических норм, то тут необходимо сделать замечание: на сегодняшний день существует масса документов, которые частично противоречат друг другу. В частности, это касается определения санитарно-защитных зон для очистных сооружений малой производительности.
Заметим, что фактически речь может идти о двух разных зонах: первая – расстояние от очистных сооружений до жилой застройки, вторая – от точки сброса очищенной воды (водоотвода) до источников подземного и наземного водоснабжения и водопользования. СанПиНы регламентируют как первую, так и вторую.
Основной документ, которым руководствуются контролирующие органы и создатели очистных сооружений, - СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» из раздела «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов», принятый в 2000 году. Все гигиенические и экологические заключения и сертификаты выдаются именно на его основе. В нем устанавливаются гигиенические требования «к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов».
Эти требования «имеют целью обеспечить предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод, которое может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения».
Согласно этому документу, «строительство хозяйственных, промышленных и других объектов, в том числе очистных сооружений, допускается по проектам, имеющим заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии настоящим санитарным нормам и правилам». Здесь определяются нормативы качества воды водных объектов и, соответственно, водоотведения.
Также основным документом является - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» из раздела «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», принятый в 2003 году. Как следует из названия, он определяет размеры санитарно-защитных зон в зависимости от классов объектов. Несмотря на относительную новизну, в нем установлен все тот же весьма значительный размер санитарно-защитной зоны от очистных сооружений до жилой территории для ЛОС закрытого типа - 50 метров.
В заключение хочется отметить, что методики расчета всех санитарных параметров для ЛОС малой производительности давно существуют, но они пока еще не нашли отражения в нормативных документах.
Приложение
Общие требования к составу и свойствам воды водных объектов в контрольных створах и местах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования
№ |
Показатели |
Категории водопользования |
|
Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для водоснабжения пищевых предприятий |
Для рекреационного водопользования, а также в черте населенных мест |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Взвешенные вещества* |
При сбросе сточных вод, производстве работ на водном объекте и в прибрежной зоне содержание взвешенных веществ в контрольном створе (пункте) не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на |
|
|
|
0,25 мг/дм3 |
0,75 мг/дм3 |
|
|
Для водных объектов, содержащих в межень более 30 мг/дм3 природных взвешенных веществ, допускается увеличение их содержания в воде в пределах 5 %. |
|
|
|
Взвеси со скоростью выпадения более 0,4 мм/с для проточных водоемов и более 0,2 мм/с для водохранилищ к спуску запрещаются |
|
2 |
Плавающие примеси |
На поверхности воды не должны обнаруживаться пленки нефтепродуктов, масел, жиров и скопление других примесей |
|
3 |
Окраска |
Не должна обнаруживаться в столбике |
|
|
|
20 см |
10 см |
4 |
Запахи |
Вода не должна приобретать запахи интенсивностью более 2 баллов, обнаруживаемые: |
|
|
|
непосредственно или при последующем хлорировании или других способах обработки |
непосредственно |
5 |
Температура |
Летняя температура воды в результате сброса сточных вод не должна повышаться более чем на 3°С по сравнению со среднемесячной температурой воды самого жаркого месяца года за последние 10 лет |
|
6 |
Водородный показатель (рН) |
Не должен выходить за пределы 6,5-8,5 |
|
7 |
Минерализация воды |
Не более 1000 мг/дм3 , в т. ч.: |
|
|
|
хлоридов - 350; |
|
|
|
сульфатов - 500 мг/дм3 |
|
8 |
Растворенный кислород |
Не должен быть менее 4 мг/дм3 в любой период года, в пробе, отобранной до 12 часов дня. |
|
9 |
Биохимическое потребление кислорода (БПК 5 ) |
Не должно превышать при температуре 20°С |
|
|
|
2 мг 0 2 /дм3 |
4 мг 0 2 /дм3 |
10 |
Химическое потребление кислорода (бихроматная окисляемость), ХПК |
Не должно превышать: |
|
|
|
15 мг 02/дм3 |
30 мг 02/дм3 |
11 |
Химические вещества |
Не должны содержаться в воде водных объектов в концентрациях, превышающих ПДК или ОДУ |
|
12 |
Возбудители кишечных инфекций |
Вода не должна содержать возбудителей кишечных инфекций |
|
13 |
Жизнеспособные яйца гельминтов (аскарид, власоглав, токсокар, фасциол), онкосферы тениид и жизнеспособные цисты патогенных кишечных простейших |
Не должны содержаться в 25 л воды |
|
14 |
Термотолерантные колиформные бактерии** |
Не более 100КОЕ/100мл** |
Не более 100 КОЕ/100мл |
15 |
Общие колиформные бактерии ** |
Не более |
|
|
|
1000 КОЕ/100 мл** |
500 КОЕ/100 мл |
16 |
Колифаги ** |
Не более |
|
|
|
10БОЕ/100мл** |
10БОЕ/100мл |
Примечания
* Содержание в воде взвешенных веществ неприродного происхождения (хлопья гидроксидов металлов, образующихся при обработке сточных вод, частички асбеста, стекловолокна, базальта, капрона, лавсана и т. д.) не допускается.
** Для централизованного водоснабжения; при нецентрализованном питьевом водоснабжении вода подлежит обеззараживанию.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ
Гражданский кодекс РФ
Федеральный закон об охране окружающей среды.
Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года.
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.
(с изменениями на 14 марта 2009 года)
КОаП (выдержка)
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Глава 8.
Земельный кодекс РФ (выдержка)
Глава II. Охрана земель
Закон об отходах производства и потребления
УК РФ (выдержка)
Экологические преступления
Водный кодекс (выдержка)
Закон о рекламе